Enjoy Diving | Загадка у берегов острова «Забаргад»
Загадка у берегов острова «Забаргад»
Загадка у берегов острова «Забаргад»
18696
single,single-portfolio_page,postid-18696,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-theme-ver-5.7,wpb-js-composer js-comp-ver-4.3.4,vc_responsive
 

Загадка у берегов острова «Забаргад»

На юге египетской части Красного моря возле острова «Забаргад» на дне лежит неизвестное затонувшее судно, о котором имеется совсем мало информации.

Вокруг этого рэка витает множество догадок и слухов, но ни один не имеет официального подтверждения.
По имеющейся информации, таинственный затонувший корабль был обнаружен в 1988 году на глубине в 24 метра. Как считают египтяне, это был «Ханка» — советский рыболовный траулер. Но наличие электронного оборудования, в том числе мачты связи, более двухсот батарей и огромных радаров заставило предположить, что корабль, скорее всего, использовался для шпионских целей и наблюдения за американской авиабазой в Йемене. Был торпедирован, взорван другим способом либо банально напоролся на риф, как и большинство затонувших кораблей в этом регионе.
Итак, по одной из версий, это, якобы, советское судно радиоразведки, построенное по проекту 861М. Но суда этого проекта никогда не назывались таким именем, да и нет информации, что они тонули в Красном море. Информация по этому проекту вызывает серьёзные сомнения. Первое, что настораживает, это то, что суда 861-го проекта строились в Польше, в то время как на затонувшем судне практически все дельные вещи советского производства. (Дельные вещи (Википедия) – морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб. Большинство дельных вещей являются стандартными.) Дайверам или просто исследователям, обладающим соответствующими знаниями в области кораблестроения и моделирования, сразу бросаются в глаза эти несоответствия.

По другой версии, это может быть морской водоналивной танкер, построенный по проекту 18444 (под шифром Каир). Дельные вещи поставлялись из СССР в Александрию, где и строился данный проект. У Египта было 8 судов этого проекта и 2 судна у Йемена. Различия в размерах у 861-го проекта и 18444-го значительные. 861-й проект – длина 73.3 метра, ширина 11.2 метра. 18444-й проект – длина 56.4 метра, ширина 9.7 метра. Под водой этой разницы не заметишь, если не сделать замеры ширины и длины.
По информации от дайверов, сделавших замеры во время погружения к судну, его ширина составляет 9.76 метра, длинна длина – 53.1 метра. Сохранность судна позволила сделать замер по ширине более точным. И он соответствует проекту 18444.
Так как в районе танков судно переломилось, то по длине ориентироваться сложнее. К счастью для дайверов, носовая и кормовая части не сильно развалились друг от друга из-за рельефа дна, но небольшое смещение всё-таки есть. И судя по рельефу дна, как раз в сторону уменьшения. Но в любом случае длина судна, затонувшего у Забаргада, далеко не доходит до 73-х метров.
Безусловно, история, о советском разведывательном судне, которое занималось шпионажем в этом районе очень красивая и интересная. Но, скорее всего, это не правда. Вопрос даты и причин крушения так и остаётся открытым, а достоверную информацию вряд ли удастся найти в египетских архивах.
Наиболее приближенной к действительности, является теория, что уже после арабо-израильской войны 1973 года, на острове Забаргад была возведена радиолокационная станция, которую обеспечивал электричеством танкер, а также пресной водой обслуживающий персонал. Действительно, стоянка в этом месте не самая удачная, к тому же, танкер находился на якорной стоянке вблизи от берега. Скорее всего, когда море начало штормить, капитан попытался отвести судно по дальше в море, но это ему не удалось. Сброшенный якорь с цепью, лежащий на глубине порядка 25 метров, говорит о том, что шторм был для капитана неожиданностью. У команды не было времени выбирать его. Цепь от него тянется в сторону судна, и не доходит до него порядка 40-50 метров. Увы, меры, предпринятые капитаном, не привели к успеху, судно ударилось о риф и затонуло.
Эта теория достаточно правдоподобна и претендует на первое место, но т.к никаких официальных подтверждений этой катастрофы нет, нам остается только предполагать, что же всё-таки случилось с этим судном на самом деле…